СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В 1960 году он запатентовал свой собственный «Международный синий цвет Кляйна» (как краску)

Нажмите, чтобы узнать подробности

International Klein Blue или IKB.

Для создания краски синий пигмент смешивали с особой синтетической смолой, благодаря которой цвет, после нанесения на поверхность, не терял в яркости.

28 апреля 1928 года родился классик современного искусства Ив Кляйн Yves Klein ( 28 April 1928 – 6 June 1962)

Кляйн родился в Ницце, в доме, сконструированном Питом Мондрианом в семье художников- короче, выбора у него не было.

Европа только пришла в себя и можно сказать привыкла к кубизму, абстракционизму и иже с ними, но к такому ее жизнь не готовила. Просто раскрашенный синим холст.

«Когда я лежал на пляже в Ницце, я начал ненавидеть птиц, которые летали по моему голубому безоблачному небу, потому что они пытались пробить дыры в моем величайшем творении»

Кляйн покрывал краской холсты, скульптуры и даже женщин, которые оставляли отпечатки своих тел на холстах.

Он умер от сердечного приступа в возрасте 34 лет.

В конце жизни художник заметил, что для того, чтобы понять его творчество, достаточно просто поднять голову и посмотреть на небо.

Ив Кляйн родился в семье художников. Папа – поздний постимпрессионист, мама – довольно известная представительница абстрактного экспрессионизма.

Кляйн-младший тоже стал художником, но профессионального образования не получил.

Вместо этого он учился торговому мореходству, восточным языкам, ремеслу золотильщика рам, дзен-буддизму и дзюдо.

В его трудовой книжке, если она у него была, были записаны еще профессии дрессировщика скаковых лошадей и тренера по дзюдо – в течение всей своей короткой, но яркой жизни в искусстве Кляйн зарабатывал на жизнь, как правило, именно последним занятием.

Еще он был членом общества розенкрейцеров и Ордена лучников святого Себастьяна. В общем жил разнообразно и ярко, на полную катушку.

Авангардистом Кляйн начал работать в 1954 году, выпустив небольшой альбом картинок. Десять пластин синего, красного, зеленого, оранжевого цвета состояли из прямоугольников, вырезанных на бумаге и сопровождавшихся указанием их размеров в миллиметрах. Каждая пластина указывала разные места создания: Мадрид, Ницца, Токио, Париж. Получив отрицательные отзывы от критиков, Клейн твердо решил для себя, что в дальнейшем в своих работах он будет использовать только синий цвет.

Два года спустя в Милане Кляйн выставил 11 синих монохромов одинакового размера. Прямоугольники не отличались друг от друга ничем, кроме цены. Один из них купил известный итальянский художник Лучо Фонтана. Остальные десять были позднее выставлены в Париже и в Лондоне.

Экспозиции сопровождались оживленными дискуссиями о границах между искусством и балаганом. Разумеется, Иву Кляйну рукоплескали не все. Впрочем, игра была сделана — о нем, наконец, заговорили. С тех пор Кляйн сделался образцом цветовой моногамии — он больше никогда (ну, почти никогда) не изменял синему.

В конце 50-х-начале 60-х годов прошлого века сине-голубые тона правили бал. На киноэкранах бушевал голуболикий Фантомас. Из радиоприемников гремел хит Сан-Ремо и «Евровидения» «Nel blu dipinto di blu» («В синеве, разрисованный синим» — итальянский шлягер, известный в народе как «Volare»). Гагарин вернулся, чтобы сообщить, что Земля — голубая.

Шрамы, оставленные второй мировой, постепенно затягивались, казалось, голубые мечты человечества — о покорении космоса, о мирном небе над головой — начинают сбываться.

Давняя одержимость Ива Кляйна синим цветом удачно срезонировала со всеобщей эйфорией — как знать, была бы его артистическая карьера столь яркой, выбери он красный или, скажем, коричневый.

В 1960-м Кляйн запатентовал формулу цвета, который так и назвали International Klein Blue.

Открывая очередную выставку, он не скупился на синеву, то запуская в небо над Парижем тысячи синих воздушных шаров, то требуя в префектуре разрешение подсветить синими прожекторами обелиск на площади Согласия.

Синие афиши приглашали зрителя взглянуть на синие работы. Сделать это было проще простого — достаточно было купить синий билет, толкнуть выкрашенную синим входную дверь галереи, пройти синим коридором в залы с синими стенами. Наверное, от такой монотонности можно было бы заскучать, если бы Кляйн не компенсировал ее феерическим разнообразием материалов и техник.

Свой самый провокационный и, пожалуй, самый благодатный материал Кляйн нашел в 1958 году, когда придумал красить в International Klein Blue обнаженных девушек.

Юные прелестницы (в качестве моделей Кляйн использовал только девушек и только привлекательных) впитывали синюю краску не так хорошо, как губка, зато производили не в пример больший общественный резонанс.

Именно эти «живые кисти» сделали Ива Кляйна по-настоящему знаменитым в Европе. Оттиски, которые синие ассистентки Кляйна оставляли, прижимаясь к бумаге или холсту, назывались «антропометриями».

Само собой, процесс их создания интересовал публику куда больше, чем результат.

Творчество Кляйна без самого Кляйна — как динамит без детонатора. Едва ли оно выстрелило бы, не будь Кляйн тем, кем он был. Удивительно разносторонней личностью: спортсменом, полиглотом, путешественником, неутомимым исследователем и искателем приключений. Авантюристом и мечтателем. И разумеется, немного прохвостом.

Кляйн знал себе цену, иногда его заносило.

Он считал себя гением и не стеснялся говорить это вслух. Он называл своим предшественником Джотто.

«Малевич стоял перед вечностью». — Говорил Кляйн. — «Я стою в ней».

Его амбиции, порой, брали верх над здравым смыслом. Однажды он написал письмо президенту США Дуайту Эйзенхауэру, в котором предлагал учредить Кабинет французских граждан, участников Голубой революции.

Карьера Кляйна была успешной, но была омрачена признаками сердечной болезни, 6 июня 1962 года Кляйн перенес третий сердечный приступ и умер в возрасте 34 лет.

  • сегодня Кляйн считается одним из самых важных авангардных художников и пионером концептуального искусства и искусства перформанса.

Последним и главным жестом Ива Кляйна стал его знаменитый «прыжок в пустоту». В 1960 году к фестивалю авангардного искусства в Париже Ив Кляйн издал тираж собственной газеты. На первой полосе был опубликован снимок: раскинув руки, Кляйн бросался из окна на втором этаже прямо на мостовую. Подпись гласила:

«Человек в космосе! Художник космоса бросает себя в пустоту!». Это был фотомонтаж: Кляйн прыгал по-настоящему, но на мостовой держали маты его друзья-дзюдоисты. Эта выходка, как обычно, привлекла к Кляйну общественное внимание. В числе заинтересовавшихся была съемочная группа документального фильма «Собачий мир». Режиссер Гуальтеро Джакопетти уговорил Кляйна повторить трюк для фильма. В 62-м, побывав на премьере «Собачьего мира» на Каннском фестивале, Кляйн узнал, что такое настоящий эпатаж. Фильм передавал безумие нашего мира посредством шокирующего монтажа: безобидные кадры вроде прыжка Кляйна контрастировали с картинами пугающего религиозного фанатизма, кровопролития, жестокости по отношению к животным, безобразного обжорства и прочих, присущих человечеству прелестей.

В таком контексте Кляйн выглядел в лучшем случае нелепым паяцем.

Он был страшно подавлен. В тот же вечер у него случился первый сердечный приступ.

Через три дня за ним последовал еще один.

Третий приступ стал последним. Эпатажный фейк обернулся подлинной трагедией. Ив Кляйн, которому не исполнилось и 35, совершил таки свой прыжок в пустоту.

Автор: Андрей Зимоглядов (Arthive)

28.04.2024 21:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!