Практическое задание: Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звук(ов) и знакомство с буквой»
Стр. 85-86
Тема: Знакомство со звуком [м], [м’] и буквой М, м [эм]
План урока:
I. Развитие речевого аппарата
Артикуляционная разминка
Дыхательная гимнастика
Работа над дикцией
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Упражнения в чтении слогов
Игра «Хорист»
III. Постановка познавательной задачи урока
Создание проблемной ситуации (загадки)
Постановка учебной задачи
Сообщение темы и цели урока
IV. Знакомство с новыми звуками
Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов
Звуко-слоговой анализ слов «дом» и «семь»
Выделение нового звука [м], его характеристика
V. Работа по развитию речи
Чистоговорка
Мед медведь в лесу нашел, мало меду, много пчел
2. Физкультминутка
А мальчишки, девчонки
Головы подняли вверх!
Выше, все выше, вверх-вверх!
Опустили их обратно
И расслабились приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена спина.
VI. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме
Выделение второго звука [м’], его характеристика
Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий
Распознавание новых звуков в других словах
Знакомство с новой буквой
VII. Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении
Чтение слогов -ма -мо -му -ми -ме -мы и слов с правой стороны страницы
Чтение текста «Утром», составление рассказа на основе содержания текста и предложенной иллюстрации
VIII. Подведение итогов
IX. Задание на дом
X. Рефлексия
Ход урока:
1. Выделение звуков
У: Давайте найдем на полях страницы предметные картинки. Что на них изображено?
Д: Дом и цифра «семь».
У: Теперь прочитаем все вместе хором, раз-два-три!
Д: Дом, семь.
У: Сколько слогов в слове «дом»? А сколько в слове «семь»?
Д: В слове «дом» один слог и в слове «семь» тоже.
У: Еще раз повторим хором сначала слог «дом», три-четыре!
Д: Дом.
У: А теперь слог «семь».
Д: Семь.
У: Из чего состоит слог «дом» и «семь»?
Д: В слове «дом» слог «дом» состоит из 3 букв и 3 звуков: «д» - [д], «о» - [о], «м» - [м]. В слове «семь» слог «семь» состоит из 4 букв и 3 звуков: «с» - [с’], «е» - [е], «м» - [м’].
У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится.
Д: [м], [м’].
У: Эти звуки гласные или согласные?
Д: Согласные звуки.
У: Как вы это поняли?
Д: При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный.
У: Закройте уши руками и произнесите звуки [м] и [м’].
Д: [м], [м’].
У: Какие это звуки - глухие или звонкие?
Д: [м] и [м’] звонкие.
У: Посмотрите на схему, каким цветом обозначены эти звуки на схеме?
Д: В схеме к слову «дом» звук [м] обозначен синим цветом, а в схеме к слову «семь» звук [м’] обозначен зелёным цветом.
У: Давайте произнесём их хором и понаблюдаем - они твёрдые или мягкие?
Д: Звук [м] - твёрдый. Звук [м’] - мягкий.
У: Кто может рассказать о звуках [м] и [м’]?
Д: Звук [м] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [м’] - согласный, звонкий, мягкий.
2. Знакомство с буквой
У: Звуки [м] и [м’] обозначаются буквой «М». Рассмотрим её. Из каких элементов состоит заглавная буква «М»?
Д: Из 4 прямых, две из них прямые, две наклонные.
У: А строчная?
Д: Тоже из 4 прямых, две из них прямые, две наклонные.
У: Похожи ли заглавная и строчная буквы «М»?
Д: Да, все элементы повторяются.
У: Почему букв две - заглавная и строчная?
Д: С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Название предметов и явления пишутся со строчной буквы.
У: Рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква «М».
Д: Буква «М» похожа на друзей, которые взялись за руки, на спину верблюда и качели.
У: Кто может назвать соседей буквы «М»?
Д: Соседи буквы «М» — это «Л» и «Н».
У: Научимся печатать букву «М». Сначала заглавную. Посмотрите, как сделаю это я.
Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо. Заглавная буква «М» состоит из 4 прямых, две из них прямые, две наклонные. Первую прямую начинаю писать чуть выше верхней линии клетки сверху вниз до рабочей строки. Отступаю вправо на расстояние одной клетки и так же начинаю писать прямую чуть выше верхней линии клетки сверху вниз до рабочей строки. Возвращаюсь к верхней точке первой линии и веду наклонную до середины между прямыми на рабочей строке. И последний элемент, возвращаюсь к верхней точке второй прямой и веду наклонную в нижнюю точку последнего элемента.