СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Урок даёт возможностьучащимся в процессе размышления над главным героем Хлестаковым понять такое общественное явление как "хлестаковщина". что может быть смешнее, когда сам герой речью, игрой и самолюбованием выражает все черты,присущие чиновникам города, каждый из которых олицетворение взяточника,казнокрада и приспособленца только с разной хваткой и положением.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление»»

Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина.

Цель:

- дифференцированная работа над темой урока;

- совершенствовать умения и навыки обсуждения вариантов проделанной работы;

- развивать речь;

- актуализировать понятие «притча» и соотнести его с содержанием комедии Гоголя.

Оборудование: учебник «Литература. 8 класс» в 2 частях. Ч. 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 11-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. Текст комедии «Ревизор».


Всё это отрыжка из рыхлой утробы,

Где вызреть в гигантов мечтают микробы.

Л. Мартынов


Ход урока.

  1. Постановка целей и задач урока

  2. Проверка домашнего задания. Письменно определить тему и основную мысль «Ревизора»; групповое дифференцированное задание: составить текст статьи учебника (разноуровнего) «Почему Хлестаков врёт?» (работа выполняется по группам и созданные «статьи» к следующему уроку ксерокопируются по количеству учащихся в классе).

  1. Презентация «глав» будущего учебника.

Представители групп, работавшими над статьями, рассказывают сначала о принципах, которыми они руководствовались при написании статьи «учебника», и литературе, которую использовали.

Приводим возможные варианты.

  1. Традиционное видение образа Хлестакова причин его вранья.

Главные черты Хлестакова – лживость и хвастливость – проистекают из его ничтожества. В действительной жизни Хлестаков никто и ничто. Но во время лганья он иллюзорно возвышается до уважаемого всеми человека. Он лжёт и завирается искренне, «вдохновенно», «художественно», «артистично». С помощью лжи Хлестаков поднимает себя на недоступную ему высоту. «Сосулька», он выдаёт себя за важного человека. Пустоцвет – именует себя писателем и поэтом. Пошляк – прикидывается благородным. Нищий – хвастается богатством, которого нет. Всегда голодный – он хвалится роскошным и сытным обедом, доставляемым ему прямо из Парижа вместе с необыкновенным арбузом ценою в 700 рублей. Пошлый, пустой и придурковатый, Хлестаков вызывал у чиновников впечатление человека интересного содержательного и даже умного. Но Хлестакова нельзя назвать сознательным и расчётливым вралем. В его речах нет преднамеренной цели и расчёта: ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках его нет никакой связи.

Изображая Хлестакова, Гоголь придаёт этому образу очень большое, обобщающее значение. «Хлестаков – он везде»- писал драматург. По мнению автора, в каждом из людей есть частичка Хлестакова. В «Письме одному литератору» Гоголь говорил: «Всякий на минуту… делался или делается Хлестаковым но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, но не в своей собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни».

Хлестаков – самое широкое и глубокое художественное обобщение Гоголя. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина».


2) Человеку свойственно определять себя и своё место среди людей. Прежде всего, как установлено психологами, человек определяет свои социальные роли: семейное положение, классовую и сословную принадлежность, свою должность и другие официальные атрибуты, т.е. то, что характеризует место человека в системе деловых отношений.

Хлестаков несёт на себе печать сословно-бытового ничтожества. Он – коллежский регистратор («елистратишка»), что соответствует последнему, XIV классу табели о рангах. Герою хочется подняться над обыденностью собственного прозябания, воспарить, т.е. преодолеть социальную ущербность, хоть это желание – «из грязи в князи» - до поры до времени находится ишь в подсознании героя и материализуется не без чужой помощи: чиновники города N подсказали роль – он её сыграл. А врёт он … из презрения к самому себе, в нём говорит желание «поменять первое и третье лицо местами» (Ю. Лотман). Выше определённой ступени табели о рангах герою никогда не суждено подняться, разве что в воображении или действительности, которая странным образом вдруг для героя видоизменилась, и ему начинают мерещиться мраморные лестницы и зеркальные окна.

Метаморфозы действительности, давшие возможность Хлестакову побыть на «чужой территории», помогают увидеть героя под увеличительным стеклом. Но, подобно букашке, которая при увеличении кажется чудовищем, Хлестаков в своей пыжащейся ничтожности производит страшноватое впечатление.

В психологии есть термин «нарциссизм», который обозначает сумму таких черт личности, как склонность к фантазированию, притязание на особое отношение к себе, потребность во внимании окружающих. По всем параметрам Хлестаков – Нарцисс. В сцене вранья герой «взбегает» на самый верх табели о рангах. Гоголь обличает тщеславное стремление Хлестакова стать из «ничего» «всем», что зрело в нём и, наконец, вылупилось.



  1. Обсуждение представленных статей «учебника».

- Чем необходимо дополнить в «учебнике» этот материал: какие сноски, например, толкования слов дать; как проиллюстрировать; какие вопросы (а статьи в учебниках сопровождаются вопросами и заданиями) сформулировать?

3. Проверка формулировок темы и основной мысли комедии Гоголя (по домашнему заданию).

(В качестве дополнения к этому можно привести определение «Ревизора» литературоведом В. Турбиным: «Ревизор» - это притча о попавшем впросак городничем и о молоденьком путешественнике, принятом жителями неведомого городка едва ли не за мессию, ниспосланного в отдалённый край для дарования обитателям закона и правды».

- Согласны ли вы с мнением В. Турбина? Аргументируйте свой ответ.

  1. Работа над темой урока.

  1. Беседа.

- Как вы определили понятие «хлестаковщина»?

- Опасны ли Хлестаков и хлестаковщина?

- Над чем смеёмся мы в сценах с участием героя и что в них заставляет серьёзно задуматься?

- Почему же уезжает Хлестаков? Чем заканчивается всеобщий самообман?

2. Комментированное чтение письма Хлестакова Тряпичкину.

IV. Подведение итогов урока. (С обращением к эпиграфу).

V. Домашнее задание. Стр. Стр. 294-295.Прочитать теоретический материал по книге Ю. Манна «Поэтика Гоголя». Подготовить ответы на вопросы стр. 295-296.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!