Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
Развивающие:
- развивать умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных;
- формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- определять, находить и образовывать имена прилагательные;
- распознавать признаки имени прилагательного;
- ставить вопросы от существительных к прилагательным;
- устанавливать связь между прилагательным и существительным;
- определять число, род и падеж имён прилагательных;
- подбирать к именам существительным подходящие по лексическому значению имена прилагательные;
- правильно писать имена прилагательные и выделять их на письме.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия;
- осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
- слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- формулировать выводы на основе выделения существенных признаков;
- проводить сравнение;
- строить объяснение в устной форме;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, формулировать и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с одноклассниками.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к предмету;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, презентация урока, технологическая карта урока, карточки для работы в паре, значки для рефлексии, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», тетради.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
III. Актуализация знаний.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Физминутка.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (30 сек). | 1 слайд Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем! | Приветствие гостей, организационный настрой. |
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин) | 2 слайд - Определите тему нашего урока по стихотворению-загадке: Я имя ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё ... (Прилагательное) -Что же такое имя прилагательное? - Так как это последний урок по данной теме, определите цель урока и его задачи. Мы сегодня снова будем писать, Делать выводы и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Чтение текста, определение темы урока. - Часть речи, обозначающая признаки предметов и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? - Мы должны повторить всё об имени прилагательном: что это за часть речи, как она изменяется, с какими другими частями речи связана и ее роль в речи. 3 слайд Запись в тетрадях числа и вида работы. |
III. Актуализация знаний. | 4 слайд - Найдите «лишнее» слово в каждой строчке и выделите его: Краснеть, белеть, зеленый, чернеть. Высоко, далеко, вкусно, хорошая. Солнце, море, солёное, облако. - Что объединяет все «лишние» слова? | Работа на индивидуальных карточках. - Они являются именами прилагательными. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. 1.Представление о прилагательном как части речи. 2.Изменение имен прилагательных по родам. 3.Изменение имен прилагательных по числам. | Электронное приложение «Что такое имя прилагательное?» - Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные? - Поможем братьям Лосям спуститься на землю. - Оцените свои знания и умения по этому виду работы. 5 слайд ая яя ий ый ой ое ее ые ие - Прочитайте хором строчку буквосочетаний. Что они напоминают? - Запишите их. Замкнутой линией разделите на группы. - Какие окончания вошли в 1 группу, 2,3,4? (Проверка 1 чел. у доски). - Оцените себя, как вы справились с данной задачей. - Соотнесите вопросы и окончания прилагательных. -По вопросу и окончанию что мы можем определить у прилагательного? - Сделайте вывод, как изменяются прилагательные. - От чего зависит число и род прилагательных? Электронное приложение «Род имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам». - Поможем еще раз братьям Лосям. - Оцените свои знания и умения по этому виду работы. 6 слайд ТПО упр. 110-112. - Все упражнения на правописание окончаний прилагательных в ед. и мн. числе. Выберите то, выполнение которого вам по силам. | - Размер, форму, запах, цвет, качества людей и др. Учащиеся по одному выходят и работают на интерактивной доске, остальные работают в тетрадях, записывая словосочетания: 1 ряд: вкус/качества людей 2 ряд: запах/качества людей 3 ряд: размер/качества людей Самооценка деятельности с помощью сигнальных карточек. - Окончания имен прилагательных. Запись в тетрадях. Деление буквосочетаний на группы. 1 группа: ая, яя 2 группа: ий, ый, ой 3 группа: ое, ее 4 группа: ые, ие Самооценка с помощью сигнальных карточек. Какой? ий, ый, ой – м.р. Какая? ая, яя – ж.р. Какое? ое, ее – с.р. Какие? ые, ие – м.ч. Род и число. - Прилагательные изменяются по родам и числам. - Род и число прилагательных зависит от существительного, с которым оно связано. Учащиеся по одному выходят и работают на интерактивной доске, остальные работают в тетрадях, записывая словосочетания по родам: М.р./Ж.р./С.р. Самооценка деятельности с помощью сигнальных карточек. Работа в ТПО (дифференцированно). Взаимопроверка. |
«Суперфизминутка» (с сайта InfoUrok.ru) |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. 1. Редактирование текста. 2. Работа над предложением. | - Отгадайте загадку: Снег и лед на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна. Значит, к нам пришла... (Весна) - Прочитайте текст. Озаглавьте его. - Как мы можем изменить текст, чтобы он стал более художественным? - Проверим, что у нас получилось. Как изменился текст? Сделаем вывод, какую же роль в нашей речи играют прилагательные? - Спишите предложение, вставьте пропущенные орфограммы. - Охарактеризуйте предложение. Выделите грамматическую основу. Подчеркните прилагательные и определите их падеж. - Отчего же зависит число, род и падеж прилагательных? | Чтение текста (на доске) Наступила весна. Пригрело солнце. Растаял снег. Побежали ручейки. Появилась травка. Прилетели птицы. - Дополним (распространим) каждое предложение, используя подходящие по смыслу имена прилагательные. Деление на группы, редактирование текста на листах. Учащиеся зачитывают тексты, делают вывод. Вывод: Имена прилагательные очень нужны в речи, они делают её более полной, точной, яркой, красочной и описывают предмет всесторонне. Работа в тетрадях: Над п..лями и л…сами светит ярк… в…сенн… со…нце. Работа в тетрадях. 1 ученик выполняет на доске. - От существительного, с которым связано прилагательное. Существительное с прилагательным Живет на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле, Стоит в одном с ним роде, числе и падеже. |
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 7 слайд - Мы обобщили все знания о прилагательном, а теперь для проверки своих знаний и умений выполним проверочную работу по теме. | Работа на ноутбуках с ЭП к учебнику. |
VII. Рефлексия. | 8 слайд - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока (повторить всё о прилагательном), проанализируйте свою работу и продолжите фразу: | - Я научился…(определять род и число прил., правильно писать окончание) - Я понял, что…(прил. всегда стоит в том же роде, ч. и падеже, что и сущ.) - Было трудно… - Было интересно… - Хочу похвалить (нас…, себя….) |
VIII. Домашнее задание | Дифференцированно: Для отработки предметных умений: С. 85 упр. 149 Творческое задание: придумайте и запишите загадку, используя имена прилагательные. | Выбор и запись Д/З. |
3